Угорщина

Общественный транспорт в Будапеште

Перед поездкой в Будапешт мы решили ознакомиться с транспортной системой венгерской столицы, чтобы впоследствии без проблем ориентироваться в незнакомом городе. В сети на эту тему было много разнообразных сведений, но в основном запомнилось,  что общественный транспорт в Будапеште дорогой, штрафы за бесплатный проезд большие, а контролеры злые.

Проспект Андраши в Будапеште. Здесь есть светофоры не только для машин, но и для велосипедов

И вот сейчас, когда уже есть практический опыт, решила написать эту статью, чтобы едущим в первый раз в Будапешт было легче ориентироваться.

Вообще транспорт в Будапеште (как и в любом приличном европейском городе) отличается от того, к чему мы привыкли в украинских городах. Во-первых, здесь нет такого уродливого явления, как маршрутка (ужас всех иностранцев – гостей Киева). Во-вторых, общественный транспорт здесь ходит всегда почти пустой. В-третьих, здесь много трамваев (а у нас трамвайные маршруты сокращаются). Есть еще масса отличий, которые сильно разнят столицу Украины и столицу Венгрии.

В Будапеште имеется метрополитен, а также трамваи, троллейбусы, автобусы, зубчатая железная дорога и пригородная электричка.

Самое старое метро в Европе

Начнем с метро. Сразу хочется отметить тот факт, что будапештское метро Földalatti («подземка») – самое старое метро на континенте. Открыто оно было в 1896 году к тысячелетию Обретения венграми родины. Первая линия проходила (и сейчас проходит) под центральным и самым фешенебельным проспектом Будапешта – Андраши.

Первой линии будапештского метро уже 115 лет

На метро в современном понимании эта линия похожа не совсем. Во-первых, она очень неглубокая. Глубина такая же, как в наших простых подземных переходах. Т.е. спускаешься в неглубокий переход, а дальше никуда на станцию спускаться не нужно – прямо в этом «переходе» ездит поезд (строилось это метро методом рытья канавы посреди проспекта Андраши, после укладки рельсов канаву заложили плитами). Во-вторых, расстояния между станциями очень короткие – едешь не больше минуты. В-третьих, платформы маленькие, а поезд состоит из трех веселых желтых вагончиков, стилизованных под старину. Перед остановкой и перед отправкой поезда звучит короткий такой мажорный сигнал (тоже «как в старину»). Ну, в общем, все, чтобы вы почувствовали себя на этой линии метро как в музее. Кстати, на каждой станции есть историческая мини-экспозиция с фотографиями времен начала будапештского метро. И все старинные станции оформлены одинаково – скромно, в стиле модерн.

На старой линии метро все станции оформлены в одном стиле. Так выглядят вывески с названиями станций

Всего же в Будапеште три линии метро, которые пересекаются на одной станции – Deak ter. Две новые линии – уже советские. Простые и мрачные. Вагоны там тоже советские, причем в ТАКОМ состоянии!!! У нас такие вагоны давно уже списали. Глядя на них, веришь, что будапештское метро – убыточно.

Да, подвижной состав здесь не обновлялся, наверное, ни разу

Эти две линии – глубокие (сравнительно), а на эскалаторах там дует просто жуткий ветер! И этих ужасных тяжелых стеклянных дверей, как у нас, при входе на станцию нет. (Возможно отсутствие этих дверей и ветер на эскалаторах – взаимосвязанные вещи?) Еще одно отличие будапештского метро от киевского – отсутствие в переходах лотков, ларьков, толп, стаек курящих и т.д. Свободно, хоть коньми гуляй. Но при этом нет и архитектурных излишеств – интерьер будапештского метро убог до безобразия.

Имперское метро Будапешта. Несколько ступенек вниз – и вы уже на платформе
Советское метро Будапешта. Эскалаторы украшают такие “самолетные турбины”

Оплачиваем проезд

Теперь о самом интересном – оплате проезда. Кардинальное отличие будапештского метро от нашего – отсутствие турникетов. Здесь проезд – по билетам. Итак, вы должны купить билет, который продается в вестибюле станции метро: либо в автомате, либо в кассе, либо у тетеньки за столиком. Перед спуском по эскалатору на станцию (или перед входом на платформу на старой линии) вы компостируете билет в специальном валидаторе. Он отгрызает от билета кусочек (на каждой станции – с разных сторон билета) и проставляет дату и время (билет действителен один час с начала поездки). Так что проехать по вчерашнему билету вы не можете. Точнее, можете. Можете вообще без билета. Но в метро есть такая категория людей, как контролеры. Они стоят и на входе, и на выходе. Это группа из трех крепких дядек (иногда двух дядек и одной тетки) свирепого вида. Где-то в одном случае из трех они попросят вас показать билет. Также контролеры ходят по вагонам и проверяют наличие билетов (мы таких видели один раз). По теории вероятности контролеры могут не проверить у вас билет вообще ни разу, и вы будете ездить вообще бесплатно. (Кстати, мы выходили на станции Mexicoi ut после 22.00, так контролеров на выходе уже не было – спать, наверное, пошли). Да, это все теоретически. Ну, а если вы попадетесь (что вероятно), то придется платить штраф 35 евро (вроде бы цифра небольшая, а по-нашему – 400 грн.)

Интересного в будапештском метро мало. Станция Kossuth Lajos tér – редкое исключение

На некоторых сайтах можно найти информацию, что будапештские контролеры злые и не гнушаются применять хитрые приемчики для выбивания денег у иностранных туристов, не разобравшихся в сложной системе оплаты проезда (например, угроза вызвать полицию, которая на самом деле не придет, – не больше, чем «взятие на понт»).

Дорогое удовольствие

Стоимость разового билета Single ticket (Vonaljegy) – 320 форинтов. Это приблизительно 11 гривен. Да, дороговато. Вы можете также купить билет на проезд в метро на 3 станции Metro section ticket (Metro szakszjegy) за 260 форинтов (около 9 грн.) и у вас проверят на выходе на какой станции вы сели (по месту «надгрыза» билета валидатором). А вот мы, дабы сэкономить на проезде и целый день кататься на общественном транспорте по городу (здесь действует один билет на все виды транспорта, включая метро), купили так называемую One day travel card (Napijegy). Это билет, по которому можно ездить сутки на всех видах транспорта, начиная с моменте покупки (например, если вы купили билет в 10.00 сегодня, то катайтесь до 10.00 завтрашнего дня). Стоит он 1550 форинтов (приблизительно 55 грн.) Это немало, но, учитывая что мы проехали по нему 17 раз, то окупил он себя с лихвой. Компостировать его не нужно.

Так выглядят билеты для проезда в общественном транспорте Будапешта. Оранжевый – разовый билет за 320 форинтов, белый – билет не проезд в метро на три станции за 260 форинтов

Есть еще книжечки по десять билетов, которые стоят дешевле, чем десять билетов отдельно (нужно возить с собой всю книжечку и компостировать билеты, не вырывая их, пока не используете последний билет). Также есть проездные на три дня, на неделю и на месяц. Но нас они не интересовали, т.к. провели мы в Будапеште всего два дня.

Теперь давайте ознакомимся с другими видами транспорта.

И самый длинный трамвай

Вот, например, трамвай. В Будапеште 34 трамвайных линии. Есть трамвайные вагоны нескольких видов (таких убитых, как у нас, уже давно нет). Все трамваи в городе желтого цвета, но разных моделей (всего мы видели три вида). Самый красивый, конечно же, это пятивагонный Combino Supra фирмы Siemens. Его длина – 54 метра. Такой суперсовременный трамвайчик – настоящее украшение города. А вот, например, вдоль Дуная ходят не такие красивые машины, а трамвайчики попроще, но именно из окон этого трамвая (№2) можно увидеть будайский берег с королевским дворцом, рыбацким бастионом и т.д., а также проехать вдоль самого знаменитого венгерского здания – Парламента (в Пеште). Рекомендую! Замечу, что трамваев в Будапеште много, ходят они часто и давки в них нет (как и во всех других видах транспорта).

Вот такой красивый длинный трамвай в Будапеште

Да, кстати, есть еще один прикол. На остановке двери могут не открыться, поэтому нужно нажать кнопочку над дверью. Есть кнопочка также и снаружи вагона. Так что если вы, например, пришли на конечную остановку трамвая, двери в нем закрыты, а водителя нет, то нажимайте кнопочку – дверца и откроется.

Мы говорим Венгрия, подразумеваем – Икарус

А теперь немного расскажем о самом венгерском транспорте – автобусе. Ведь самый любимый и самый комфортный «наш» Икарус делается именно здесь. Нужно сказать, что засилья привычных для нас  Икарусов на улицах Будапешта мы не заметили (так, попались пару антикварных экземпляров по Венгрии). А вот новые (Ikarus 415) используются как общественный транспорт, но ничего общего по дизайну с нашим желтым или красным любимцем они уже давно не имеют. А основная марка будапештских городских автобусов – Volvo. Все автобусы выкрашены в синий цвет, имеют большое информационное табло с зелеными цифрами.

Ну наконец-то мы встретили в Будапеште наш любимый Икарус. Только с рогами

Но вы не думайте, что в Будапеште ничего из общественных транспортных средств не согрело душу советского человека. Их троллейбус – это тот же «наш» красный Икарус, только с рогами. Да, по Будапешту до сих пор ходят такие старинные машины. (Говорят, в Москве такие же были. Не знаю, в Украине таких траликов  не было).

Что касается оплаты проезда, то весь общественный транспорт  Будапешта (включая метро) оплачивается одним и тем же билетом, и, соответственно, стоимость проезда везде одинаковая. Билет нужно компостировать, причем на нем выбивается дата и время. Так что махинации с оплатой проезда исключены. Этим же билетом можно оплатить проезд в пригородной электричке (HEV), пока она едет по городу. (Для автобусов, троллейбусов и трамваев актуальна та же информация об оплате и стоимости проезда, которую я писала выше относительно метро). В транспорте, естественно, нет никаких теток-кондукторов, поэтому о покупке билета позаботьтесь заранее. (Продаются они в основном в метро.)

Читающее (и жующее) метро не только у нас

Существенным отличием здешнего транспорта от нашего является то, что ходить он начинает рано, и заканчивает тоже рано. Метро в Будапеште работает с 4.30 утра (остальной транспорт – с 5.00), заканчивает – в 23.00 (есть ночные автобусы). Как ни странно,  но в будапештском трамвае в пять утра людей больше, чем во время, которое у нас называется часом пик. И вообще мы здесь не видели такого явления, как давка в общественном транспорте. Огромные пятивагонные трамваи ходят пустыми, и в метро все свободно. (Говорят, что за границей не принято место в общественном транспорте уступать. Теперь понятно – почему: у них все места и так свободны.) При этом здесь нет маршруток (конкурент общественного транспорта у нас), до фига туристов и в самом Будапеште с пригородами проживает около 2,3 млн. человек. На чем же они все ездят??? Мне лично непонятно.

Вагон будапештского метро утром. Немноголюдно, согласитесь.
Переход будапештского метро вечером. Алё, а где малолетки с пивом и бабушки с семачками?

Вы скажете – на машинах. Но ведь машин у них тоже на улицах очень мало (жлобских джипов, понятное дело, нет вообще). Мы сделали из всего этого один вывод – венгры сидят дома, на работу не ходят, а о развлечениях я просто молчу (в кафе, торговых центрах тоже пусто).

Ну, и если серьезно, то общественный транспорт в Будапеште удобный, современный и довольно-таки приятный. Все водители (во всяком случае, те, с которыми мы общались) могут связать два слова по-английски, чего достаточно для того, чтобы получить нужную информацию. Одним словом, нам еще очень далеко даже до восточноевропейских стандартов.

П.С. Да, раз уж мы заговорили о транспорте, то следует упомянуть и самый популярный сейчас в Европе его вид. В Будапеште половина всех тротуаров отведена под велосипедные дорожки (а не так, как у нас, – под стоянку машин), оборудованные светофорами. По этим дорожкам нельзя ходить, так что не зазевайтесь с непривычки – вас может зацепить несущийся велосипедист. Но, согласитесь, это все-таки лучше, чем если вас на тротуаре переедет какое-нибудь мурло на Кайене.

Угорщина для людей!

Читайте также о Будапеште:

Часть 1. Самый красивый город на Дунае

Часть 2. Буда

Часть 3. Парк «Варошлигет»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *